МАОУ «Гимназия № 7 имени святителя Питирима, епископа Тамбовского»

Тема проекта (программы)

«Духовно-нравственное развитие личности учащихся на основе интеграции духовно-нравственного компонента в содержание программ основного общего образования: «Литература», «Русский язык», «Мировая художественная культура», «Музыка», «Изобразительное искусство»».

 

Актуальность предлагаемого проекта (программы)

Сегодня образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны.

Ценности личности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых, армейских и других коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т. д. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни.

Воспитание ориентировано на достижение определённого идеала, т.е. образа человека, имеющего приоритетное значение для общества в конкретно-исторических социокультурных условиях.

В средневековой Руси воспитательный идеал был укоренён в религии и представлен для православных христиан прежде всего в образе Иисуса Христа. Православная церковь направляла и объединяла деятельность семьи, народа и государства в общем пространстве религиозного, духовно-нравственного воспитания. Православная вера была одним из важных факторов, обеспечивающих духовное единство народа.

Для сохранения целостности страны, территория которой постоянно расширялась, нужна была общая система нравственных ориентиров, ценностей и смыслов жизни, таких, как честь, верность, соборность, самоотверженность, служение, любовь. Православие объединяло русских людей (ими считались все принявшие православие, а не только этнические русские) в единый народ. Именно поэтому защита русской земли приравнивалась к защите православия, что и породило такой компонент самосознания, как образ Святой Православной Руси.

В XVIII веке Россия стала империей, сила которой заключалась в централизации и концентрации государственной власти в руках правящего монарха – императора. Государство возвышалось над церковью, был сформулирован новый воспитательный идеал – «человек государственный, слуга царю и Отечеству». Образовательная система стала ориентироваться на задачи подготовки профессиональных кадров для государственных нужд. «Всяческое беззаветное служение на благо и на силу Отечества, – утверждал М.В. Ломоносов, – должно быть мерилом жизненного смысла». Главным в воспитании стало формирование человека-патриота, отличающегося высокой нравственностью, любовью к науке, трудолюбием, служением России. Для императорской России был характерен идеал полезного государству и Отечеству гражданина.

В советский период государство обрело всю полноту власти над гражданином и его частной жизнью. Устраняя влияние церкви на общественную и личную жизнь, подавляя религиозное сознание, советское государство само стало претендовать на роль новой вселенской церкви. Спектр жизненных смыслов был сжат до веры в коммунизм и служения коммунистической партии.

Вместе с тем советская эпоха в отечественной истории сформировала высокий педагогический идеал – воспитание всесторонне развитой личности, дала примеры массового патриотизма, героического служения, вплоть до самопожертвования, во имя будущего своей страны и своего народа, пренебрежения материальным во имя идеального.

В 90-е годы ХХ века в России сформировался идеал свободной в своём самоопределении и развитии личности, «освобождённой» от ценностей, национальных традиций, обязательств перед обществом.

Сегодня, на новом этапе развития Российской Федерации, при определении современного национального воспитательного идеала необходимо в полной мере учитывать:

– преемственность современного национального воспитательного идеала по отношению к национальным воспитательным идеалам прошлых эпох;

– духовно-нравственные ценности, определённые в соответствии с действующим российским законодательством;

– внешние и внутренние вызовы, стоящие перед Россией.

В соответствии с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, приумножение многонационального народа Российской Федерации в численности, повышение качества его жизни, труда и творчества, укрепление духовности и нравственности, гражданской солидарности и государственности, развитие национальной культуры является национальным приоритетом, важнейшей национальной задачей.

Реализация нашего проекта как раз и направлена на решение этой задачи.

Новизна предлагаемого проекта (программы)

С 2006 по 2009 год гимназия работала в режиме областной экспериментальной площадки по теме «Духовная культура как источник формирования мировоззрения и устойчивой системы ценностей обучающихся».

В этот период была разработана и утверждена концепция духовно-нравственного развития гимназии; было изменено содержание образования: в учебный план начальной ступени общего образования был внесён курс «Основ православной культуры», были разработаны и апробированы программы дополнительного образования для младших школьников: «Духовное краеведение», «Духовное пение», «Монастырское шитьё», «Музыка внутри и вокруг нас». Программы получили положительную оценку на областном и межрегиональном уровнях.

За это время в воспитательной системе гимназии установились свои традиции: праздников, общешкольных линеек и т.п. Создан банк данных методических, дидактических и других материалов.

В 2010 году гимназия вступила в период апробации нового комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», успеху которой способствовал весь предыдущий опыт экспериментальной работы.

Из шести модулей комплексного курса родители учащихся на протяжении всех пяти лет его преподавания в гимназии выбирают основы православной культуры, так как уже имеют представление о предмете и знают, что этот урок нравится детям.

В этом же году на базе гимназии был открыт муниципальный ресурсный центр духовно-нравственного воспитания детей, действующий и поныне.

Была разработана модель духовно-нравственного образования и воспитания в гимназии:

Как видно на модели, курсы «Основ православной культуры» и «Духовного пения» получили своё развитие на средней ступени основного общего образования и стали стержневой линией в системе духовно-нравственного воспитания учащихся.

В течение 6 лет гимназисты становятся призерами и победителями муниципальных и региональных этапов Общероссийской олимпиады школьников по основам православной культуры. В 2014 году один из наших выпускников принял участие в суперфинале олимпиады в Москве.

Пятнадцать лет на базе гимназии проводится городская научно-практическая конференция «Истоки истины», целью которой является   приобщение детей и юношества к традициям российской научной школы, явившей миру великие открытия и достойные образцы гражданственности и духовной нравственности, приобретения обучающимися умений и навыков поисково-исследовательской деятельности.

Задачами научно-практической конференции «Истоки истины» являются формирование патриотизма, научно-исследовательской компетенции, духовно-нравственной культуры подрастающего поколения; приобщение обучающихся к сохранению истории и культуры своего народа; развитие устной и письменной речи, умения полемизировать, отстаивать свою точку зрения; воспитание любви к родному краю, языку, культурным традициям, духовно-нравственному наследию.

В 2009 году в научном обществе гимназистов была открыта секция, посвящённая проблемам духовно-нравственного развития, – «Духовная культура». Секция уделяет большое внимание исследовательской деятельности учащихся, результаты которой ежегодно демонстрируются на городской научно-практической конференции «Истоки истины», по итогам которой наши учащиеся регулярно становятся победителями и призерами.

В 2012 году на базе гимназии был создан виртуальный музей имени основателя гимназии Михаила Тимофеевича Попова.

678456

Главными целями данного социального проекта стали:

– объединение усилий всех участников образовательного процесса для решения проблем духовно-нравственного, гражданско-патриотического воспитания детей и молодёжи средствами музея, организации историко-краеведческой исследовательской деятельности, деятельности по сбору экспонатов музея;

– способствование духовному становлению личности школьников, привитию им основополагающих принципов духовности и нравственности на основе православных, культурно-исторических традиций родного города путём реализации проекта через применение облачных технологий.

Для успешной реализации проекта была создана единая информационная среда образовательного учреждения на основе облачных технологий. Виртуальный музей расположен на портале гимназии и открыт для общего доступа.

Структура виртуального музея имени М.Т. Попова гимназии такова:

музей состоит из пяти разделов – «У истоков», «Гимназия в лицах», «На стыке времён», «Страницы, опалённые войной», «Прогулки по городу», – каждый из которых также делится на подразделы.

Как видно, эти подразделы связаны с историей гимназии; с интересными людьми, когда-либо учившимися в ней; с именами её выпускников, педагогов и руководителей;

с жизнью гимназии в трудные, переломные моменты истории;

с историей микрорайона «Старинный», в котором расположено наше учебное заведение, и который тоже представляет огромный культурный и исторический интерес;

с памятниками и памятными местами, которые окружают здание нашей гимназии.

Педагоги и учащиеся собирают материалы для музея, разрабатывают проектные и исследовательские работы, итогом которых являются публикации на сайте музея и выступления на публичных презентациях музея, а также выступления на различных конференциях, образовательных чтениях и т.п.

Кроме сбора и оформления материалов для музея, по каждому направлению проекта проводятся различные мероприятия: классные часы, подготовленные силами учащихся, литературно-художественные постановки, театрализации исторических событий и т.д. – каждое из которых также является самостоятельным проектом.

За три года деятельности виртуального музея мы убедились, что такая работа способствует духовно-нравственному развитию и воспитанию школьников, гражданско-патриотическому воспитанию, формированию гражданской идентичности и, конечно, развитию социальной активности обучающихся.

Кроме того, с 1 сентября 2013 года в 1-5 классах введён курс «Семьеведение» – как составная часть курса «Основы православной культуры» (9 часов в год). Цель внедрения данного курса – развитие семейной культуры обучающихся, формирование приверженности институту семьи и брака, пропаганда семейного образа жизни, с учётом актуальности проблемы сохранения традиционных семейных ценностей.

Таким образом, вся работа педагогического коллектива направлена на приоритетную задачу образования: духовно-нравственное развитие и воспитание детей.

Модель организации духовно-нравственного воспитания постоянно совершенствуется.

Сегодня, согласно требованиям ФГОС, духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся должны быть интегрированы в основные виды деятельности учащихся: урочную, внеурочную. Иными словами, сегодня необходима интегративность программ духовно-нравственного воспитания.

Новизна нашего проекта состоит в разработке таких интегративных программ.

 

Цель предлагаемого проекта (программы):

Совершенствование модели духовно-нравственного воспитания учащихся путём внедрения в процесс обучения программ общеобразовательных дисциплин с духовно-нравственным компонентом.

Задачи предлагаемого проекта (программы):

– духовно-нравственное развитие детей, их творческих интересов, формирование личности, уважающей традиции и культуру своего народа;

– интеграция духовно-нравственного компонента в общеобразовательные предметы учебного плана;

– повышение качества гуманитарного образования;

– усиление воспитательной функции образования;

– совершенствование профессионализма и творческого потенциала учителей.

Исходные теоретические положения предлагаемого проекта (программы)

Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений – всё это непосредственно зависит от принятия гражданином России общенациональных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.

Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 9, п. 1) установлено, что «основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учётом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся».

Таким образом, духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.

Содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности определяется в соответствии с базовыми национальными ценностями и приобретает определённый характер и направление в зависимости от того, какие ценности общество разделяет, как организована их передача от поколения к поколению.

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности в целом является сложным, многоплановым процессом. Оно неотделимо от жизни человека во всей её полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом, от страны проживания и культурно-исторической эпохи, формирующей образ жизни народа и сознание человека.

Сфера педагогической ответственности в этом процессе определяется следующими положениями:

– усилия общества и государства направлены сегодня на воспитание у детей и молодежи активной гражданской позиции, чувства ответственности за свою страну;

– общее образование, выстраивающее партнёрские отношения с другими институтами социализации, является основным институтом педагогического воздействия на духовно-нравственное развитие личности гражданина России. При этом основным субъектом, реализующим цели духовно-нравственного развития и воспитания, определяющим непосредственные пути и методы их достижения на основе опыта и традиций отечественной педагогики, собственного педагогического опыта, является педагогический коллектив общеобразовательного учреждения;

– содержание духовно-нравственного развития и воспитания учащихся, деятельность педагогических коллективов общеобразовательных учреждений должны быть сфокусированы на целях, на достижение которых сегодня направлены усилия общества и государства.

Таким образом, сфера общего образования призвана обеспечивать духовно-нравственное развитие и воспитание личности учащегося для становления и развития его гражданственности, принятия гражданином России национальных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.

Содержание воспитания группируется вокруг базовых национальных ценностей. В педагогическом плане каждая из них формулируется как вопрос, обращённый человеком к самому себе, как вопрос, поставленный педагогом перед учащимися. Это воспитательная задача, на решение которой направлена учебно-воспитательная деятельность.

Каждая из базовых ценностей, педагогически определяемая как вопрос, превращается в воспитательную задачу. Для её решения учащиеся вместе с педагогами, родителями, иными субъектами духовной, культурной, социальной жизни обращаются к содержанию:

– истории России, российских народов, своей семьи, рода;

– жизненного опыта своих родителей, предков;

– традиционных российских религий;

–произведений литературы и искусства, лучших образцов отечественной и мировой культуры;

– периодической литературы, СМИ, отражающих современную жизнь;

– фольклора народов России;

– общественно полезной и личностно значимой деятельности;

– учебных дисциплин;

– других источников информации и научного знания.

Базовые ценности не локализованы в содержании отдельного учебного предмета, формы или вида образовательной деятельности. Они пронизывают всё учебное содержание, весь уклад школьной жизни, всю многоплановую деятельность школьника как человека, личности, гражданина.

Система базовых национальных ценностей создаёт смысловую основу пространства духовно-нравственного развития личности. В этом пространстве снимаются барьеры между отдельными учебными предметами, между школой и семьёй, школой и обществом, школой и жизнью.

Основные этапы реализации предлагаемого проекта (программы)

  1. Разработка программ основного общего образования с духовно-нравственным компонентом: «Литература», «Мировая художественная культура», «Музыка», «Изобразительное искусство» – 1-й год реализации проекта – 2015-2016 учебный год.
  2. Апробация программ основного общего образования с духовно-нравственным компонентом: «Литература», «Мировая художественная культура», «Музыка», «Изобразительное искусство» – 2-й год реализации проекта – 2016-2017 учебный год.
  • Подведение итогов: анализ результатов апробации программ с целью корректировки данных программ, – 3-й год реализации проекта – 2017-2018 учебный год.

Ожидаемые результаты предлагаемого проекта (программы)

  1. Разработка программ основного общего образования с духовно-нравственным компонентом: «Литература», «Мировая художественная культура», «Музыка», «Изобразительное искусство».
  2. Совершенствование модели духовно-нравственного воспитания в гимназии.
  3. Обновление модели выпускника гимназии.
  4. Обновление воспитательной среды, способствующей воспитанию высоконравственной личности.
  5. Повышение профессионального уровня и развитие творческого потенциала учителей.

 

Источники финансирования

Финансирование МАОУ «Гимназии № 7 имени святителя Питирима, епископа Тамбовского» осуществляется в порядке, установленном Законом Российской Федерации «Об образовании». Основными источниками финансирования являются внебюджетные ассигнования. МАОУ «Гимназия № 7 имени святителя Питирима, епископа Тамбовского» вправе привлекать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, дополнительные финансовые ресурсы.