Уроки памяти — «Блокадный хлеб»
27 января 2020 года в День воинской славы России – День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады в 1944 году. В рамках Всероссийской акции «Блокадный хлеб» в гимназии прошли Уроки памяти «Блокадный хлеб» и учащиеся 8-х классов стали участниками акции на базе ТОГБУК «Тамбовский областной краеведческий музей».
22 июня 1941 года началась жестокая, кровопролитная война. Горели города и села, гибли тысячи людей. Гитлеровцы продвигались в глубь страны, уничтожая все на своем пути. Мужественно держал оборону Брест. Бился с врагом Курск . Жил и сражался в кольце блокады Ленинград. Жил и сражался 900 страшных голодных блокадных дней и ночей. За 900 дней блокады заводы Ленинграда дали фронту более 2 тысяч танков, 1500 самолетов, 150 тяжелых морских орудий, 4500 полевых орудий разных калибров, 12 тысяч минометов, 212 тысяч единиц стрелкового оружия, более 7 миллионов артиллерийских снарядов и мин.
В Невиданные трудности и страдания пришлось пережить Ленинграду, который был лишен запасов продовольствия и топлива. Вышли из строя водопровод и канализация, не было электричества, дома не отапливались.
К началу осады из Ленинграда вывезли только небольшую часть жителей (менее 500 тыс. человек). Около 3 млн. человек не успели уехать. В осажденном городе осталось более 400 тыс. детей
Осенью 1941 года нормы продовольствия снижались пять раз. В ноябре рабочие получали по 250 грамм хлеба в день, все остальные по – 125 граммов.
Муки в этом хлебе почти не было. В состав блокадных буханок входили: 10–12% — мука ржаная обойная, остальное – жмых, шрот, сметки муки с оборудования и пола, выбойка из мешков, пищевая целлюлоза, хвоя.
Хлеб был почти единственным питанием ленинградцев.
Сто двадцать пять граммов хлеба – дневная норма святого черного блокадного хлеба. Это много или мало? А для того времени это было много, так как этот кусочек хлеба спасал жизнь многим людям. Хлеб был единственным питанием. Поэтесса Ольга Берггольц писала: «Вот они 125 блокадных грамм, с огнём и кровью пополам”.
Врагу не удалось задушить ленинградцев в тисках голодной блокады. Ленинград оставался неприступной крепостью, где каждый житель был бойцом, а фронт и тыл слились воедино.
Эта цифра — «125 блокадных грамм с огнем и кровью пополам» — навсегда останется одним из символов блокады.
Шестнадцать тысяч матерей
пайки получат на заре —
сто двадцать пять блокадных грамм
с огнем и кровью пополам.
…О, мы познали в декабре —
не зря «священным даром» назван
обычный хлеб. И тяжкий грех —
хотя бы крошку бросить наземь:
таким людским страданьем он,
такой большой любовью братской
для нас отныне освящен,
наш хлеб насущный, ленинградский.
/О. Ф. Берггольц/