ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ГИМНАЗИИ НА 2022-2026 гг._подписано

ПАСПОРТ

программы развития образовательной организации

 

Наименование программы Программа развития муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Гимназия № 7 имени святителя Питирима, епископа Тамбовского»
Заказчик программы Администрация города Тамбова
Разработчики программы Педагогический коллектив, управляющий совет МАОУ «Гимназия № 7 имени святителя Питирима, епископа Тамбовского»
Цель программы (подпрограммы) Создание системы интерактивного взаимодействия социума и образовательного пространства образовательной организации как инструмента воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности
Задачи программы (подпрограммы) Задачи:

1.      Повышение конкурентоспособности образования посредством обновления содержания и технологий преподавания общеобразовательных программ, вовлечения всех участников системы образования (обучающиеся, педагоги, родители (законные представители), работодатели и представители общественных объединений) в развитие образовательной организации, а также за счет обновления материально-технической базы образовательной организации.

2.      Создание условий для обеспечения доступности воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности путем обновления содержания и методов здоровьесберегающей индивидуализации образования, поддержки одаренных детей и детей с ОВЗ, модернизации инфраструктуры отделения дополнительного образования детей.

3.      Обновление информационно-коммуникационной инфраструктуры образовательной организации путем создания современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей формирование ценности к саморазвитию и самообразованию у обучающихся всех уровней.

4.      Обеспечение непрерывного характера профессионально-личностного развития педагогических кадров путем внедрения национальной системы профессионального роста педагогических работников.

5.      Создание условий для повышения компетентности родителей обучающихся в вопросах образования и воспитания будущих граждан Российской Федерации.

6.      Создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности путем развития добровольчества (волонтерства), реализации талантов и способностей обучающихся в формате общественных инициатив и проектов.

Подпрограммы, проекты программы Направления развития образовательной организации согласуются с направлениями национального проекта «Образование»:

— «Развитие современных механизмов и технологий общего образования»;

— «Развитие дополнительного образования детей, выявление и поддержка лиц, проявивших выдающиеся способности»;

— «Цифровая трансформация образовательной деятельности»;

— «Педагогическое и психологическое просвещение семей, имеющих детей»;

— «Учитель будущего»;

— «Поддержка молодежных инициатив и патриотического воспитания»

Сроки и этапы реализации программы Программа реализуется в период 2021-2026 годов по следующим этапам:

1 этап (январь – февраль 2022 года): аналитико-диагностический,

2 этап (март 2022 года — декабрь 2025 года): основной, внедренческий, включающий поэтапную реализацию целевых программ и проектов программы;

3 этап (январь — май 2026 года): практико – прогностический, включающий реализацию, анализ, обобщение результатов повседневной работы гимназии

Ожидаемые конечные результаты выполнения программы 1. Обеспечение современного качества образования в соответствии с обновленными показателями оценки качества образования (международные исследования подготовки обучающихся).

2. Обеспечение позитивной динамики развития образовательной организации в соответствии с целевыми показателями стратегии развития образования в Российской Федерации до 2028 года.

3. Формирование позитивного имиджа образовательной организации в социальном окружении, городской системе образования за счет высокой результативности образования и инновационной активности образовательной организации в открытой системе образования.

Финансовое обеспечение программы Планируемые затраты на реализацию программы                  в 2022-2026 гг.:

2022 год – 32 406,60000 тыс. рублей,

2023 год – 32 406,60000 тыс. рублей,

2024 год – 33 605,64420 тыс. рублей,

2025 год – 34 781,84175 тыс. рублей,

2026 год – 36 033,98805 тыс. рублей,

в том числе за счет муниципального бюджета:

2022 год – 29 406,60000 тыс. рублей,

2023 год – 29 406,60000 тыс. рублей,

2024 год – 30 494,64420 тыс. рублей,

2025 год – 31 561,95675 тыс. рублей,

2026 год – 32 698,18719 тыс. рублей.

Система организации контроля реализации программы,

периодичность отчета

Предоставление отчета, 1 раз в квартал.

Контроль осуществляет управляющий совет, отчет ежегодно рассматривается на заседании педагогического и управляющего советов

 

Раздел 1. Аналитико-прогностическое обоснование программы

 

Основанием для разработки программы развития МАОУ «Гимназия № 7 имени святителя Питирима, епископа Тамбовского» являются Бюджетный кодекс Российской Федерации, закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, постановление Правительства РФ от 26 декабря 2017 № 1642 Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (сроки реализации 2018-2025 гг.), указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 в части решения задач и достижения стратегических целей по направлению «Образование», национальный проект «Образование», утвержден президиумом Совета при президенте РФ (протокол от 03.09.2018 №10), другие нормативно-правовые документы в области образования.

 

Историческая справка

Ноябрь 1905 года Дата открытия Питиримовской гимназии
1960–1998 годы Учебное заведение с углубленным изучением французского языка
1999 – 2000 годы Лингвистическая гимназия при ТГУ им. Г.Р. Державина
2001 год Муниципальное общеобразовательное учреждение лингвистическая гимназия
2002 – 2006 годы Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия № 7
2007 – 2014 годы Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия № 7 имени святителя Питирима, епископа Тамбовского
2015 год Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 7 имени святителя Питирима, епископа Тамбовского»

 

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 7 имени святителя Питирима, епископа Тамбовского» реализует программы начального, основного и среднего общего образования,                     а также дополнительного образования, что соответствует видам деятельности, определённым в лицензии А № 041360, выданной управлением образования     и науки Тамбовской области 13 февраля 2012 года бессрочно.

В МАОУ «Гимназия № 7 имени святителя Питирима, епископа Тамбовского» реализуются рабочие программы, составленные в соответствии     с федеральным стандартом образования и примерными программами, рекомендованными Министерством образования.

В МАОУ «Гимназия № 7 имени святителя Питирима, епископа Тамбовского» введено профильное обучение. Содержание образования          в гимназии составляет соотношение обязательной ее части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Углубленное преподавание французского (английского) языка является основой содержания гимназического образования. Гуманитарное образование в гимназии осуществляется за счет более глубокого изучения русского языка, литературы, истории и изучения со второго уровня образования второго иностранного языка. В соответствии с анализом запроса социума на получение образовательных услуг, материально-техническими и кадровыми возможностями изучение предмета «Основы православной культуры» в рамках образовательной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» осуществляется с 1 по 9 классы.

На начало 2020/2021учебного года в гимназии обучались 834 учащихся в 33 классах-комплектах; из них 390 учащихся в 15 классах начальной школы, 355 учащихся – 14 классов – V-IX классы, 89 учащихся, 3 класса – X-XI классы, средняя наполняемость классов —25 учащихся. По сравнению с предыдущим учебным годом состав контингента учащихся уменьшился на 4 учащихся, средняя наполняемость в классах уменьшилась на 1,0. Занятия организованы были в две смены (I смена — 811 учащихся в 32 классах, II смена — 23 учащихся в 1 классе; 2,9%, что на 0,14% ниже, чем в прошлом году.

С 2012/2013 учебного года динамично развивается модель «Школа полного дня». Данная модель дает возможность создать комфортные условия для учащихся определенной возрастной группы.

С 2020/2021 года осуществлен переход на ФГОС второго поколения на всех уровнях образования. В связи с этим кабинеты классов гимназии были оснащены компьютерами, навесными экранами, дидактическими и методическими материалами.

По итогам 2020/2021 учебного года качество усвоения общеобразовательных программ учащимися по предметам составило 91%.     По сравнению с предыдущим периодом данный показатель имеет тенденцию     к стабильности.

Анализ результатов всероссийских проверочных работ учащихся              4-8-х классов за предшествующие учебные годы показывает, что удалось достигнуть планируемых результатов; обучающиеся 4-8-х классов           достигли уровень подготовки выше областного показателя.
Выпускники 9-х, 11-х классов гимназии имеют стабильные результаты на государственной (итоговой) аттестации, которые находятся на уровне или превышают муниципальные показатели по большинству предметов.

По итогам 2020/2021 учебного года из 83 выпускников 9-х классов 56 учащихся (67%) стали учащимися 10 классов гимназии, 20 учащихся (24%) поступили в средние профессиональные заведения; из 47 выпускников 11 классов 39 учащихся (83%) поступили в ВУЗы. В то же время выпускники гимназии в течение ряда лет имеют низкий показатель поступления в ВУЗы по профилю.

На протяжении ряда лет отмечается увеличение количества участников на всех этапах всероссийской олимпиады школьников, количества победителей, призеров, среднего процента решения задач на всех этапах.

Следует отметить качественный уровень работы педагогов французского языка, английского языка, русского языка и литературы, истории и обществознания, обучающиеся которых показывали высокие результаты на всех уровнях всероссийской олимпиады школьников.

По ряду предметов нет системы подготовки обучающихся к участию в олимпиаде, не уделяется достаточное внимание поиску и поддержке талантливых и одаренных детей.

Дополнительное образование является составной частью образовательной деятельности и одной из форм организации свободного времени учащихся. Целью внеурочной деятельности является создание условий для проявления      и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание является одной из наиболее значимых и сложных сфер воспитания. С 2011 года гимназия является муниципальным Центром духовно-нравственного воспитания школьников. Педагоги гимназии ежегодно принимают активное участие в городской научно-практической конференции «Истоки истины»,        в юношеских Питиримовских духовно-образовательных чтениях, Рождественских встречах, активно участвуют в муниципальном и областном этапах конкурсов «Красота божьего мира», «Святые заступники Руси», «Подвиг души и духа», «Православная культура Тамбовского края».    Гимназия – номинант межрегионального конкурса «Лучшее образовательное учреждение по формированию системы духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи «Вифлеемская звезда».

С 2019 года на базе гимназии начал свою работу муниципальный ресурсный центр по изучению французского языка. В 2020 году муниципальный центр получил статус «школа-партнёр при посольстве».

Всё более активно учащиеся занимаются в научном обществе, где овладевают основами научно-исследовательской работы. Научное общество учащихся (далее – НОУ) функционирует в гимназии с 1992 года. Положительные результаты в научно-исследовательской деятельности гимназистов привели к проведению ежегодно на базе гимназии городской научно-практической конференции «Истоки истины». Анализ статистики участия гимназистов в работе НОУ показывает увеличение количества учащихся, занятых в работе различных секций.

Ежегодно на базе гимназии функционирует лагерь дневного пребывания детей с общим охватом детей 130 человек. В гимназии сформирована система воспитательной работы по пропаганде здорового образа жизни (далее – ЗОЖ). Наряду с традиционными воспитательными мероприятиями, направленными  на формирование ЗОЖ (классными часами, уроками здоровья, беседами и др.), в гимназии проводится оптимизация учебной, психологической, физической нагрузок и создаются условия для сохранения и укрепления здоровья учащихся. Реализация программ, направленных на здоровьесбережение, обеспечивает проведение различных мероприятий по формированию здорового образа жизни, профилактике табакокурения, потребления алкоголя, наркотиков. Гимназия имеет инфраструктуру, позволяющую осуществлять деятельность                      по сохранению и укреплению здоровья школьников.

Культура питания – важнейшая составная часть общей культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся. Результат этой работы – увеличение охвата горячим питанием школьников. Количество обучающихся, охваченных горячим питанием в 2020/2021 учебном году, составляет 80%        от общего количества школьников. Почти 100% горячим питанием охвачена группа детей начальных классов.

Педагоги гимназии – призеры различных конкурсов профессионального мастерства. Девять учителей гимназии являются победителями областного конкурса «Народный учитель Тамбовской области», 1 педагог награжден медалью за многолетний добросовестный труд «75 лет Тамбовской области», методист гимназии награждена Почетной грамотой союза детских организаций «За развитие детского самоуправления на территории города Тамбова». Педагоги гимназии – победители конкурса на получение денежного поощрения лучшими учителями, обладателями премии для поддержки талантливой молодежи в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование», учрежденными Указами Президента Российской Федерации.

Учащиеся гимназии являются победителями и призерами регионального этапа всероссийской олимпиады школьников, межрегиональной многопрофильной олимпиады школьников «Творческий конкурс                          в Державинском университете», областного конкурса Франкофонии, городского – «Песня на иностранном языке», областной научно-практической конференции «Грани творчества».

Гимназия – победитель на региональном уровне во всероссийском конкурсе в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодёжью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя» в номинации «Лучший издательский проект года» в 2019 году.

 

В гимназии действуют инновационные экспериментальные площадки:

Название экспериментальной площадки Уровень Основание для открытия
Апробация цифровой платформы персонализированной модели обучения областной приказ управления образования и науки Тамбовской области №1213 от 03.06.2020
Школа-лаборатория инновационного развития областной приказ управления образования и науки Тамбовской области №18/66 от 29.06.2017
Формирование системы внеурочной деятельности, направленной            на развитие семейной культуры обучающихся на основе курсов «Семьеведение» и «Нравственные основы семейной жизни» областной приказ управления образования и науки Тамбовской области      от 11.02.2013 № 312
Центр изучения французского языка муниципальный приказ комитета образования администрации города Тамбова Тамбовской области №389 от 01.04.2019
Проект «Создание виртуального

музея имени основателя гимназии

Михаила Тимофеевича Попова»

 

муниципальный приказ комитета

образования

администрации

города Тамбова №521

от 20.09.2012

Центр духовно-нравственного воспитания

 

 

муниципальный приказ комитета образования администрации города Тамбова №614 от 11.10.2010

 

В МАОУ «Гимназия № 7 имени святителя Питирима, епископа Тамбовского» определены два принципа управления: единоначалие                    и самоуправление, что дает право на участие в руководстве образовательный организацией педагогам, родителям и учащимся. Организационно-педагогическая деятельность сочетает работу администрации и коллективных органов управления.

МАОУ «Гимназия № 7 имени святителя Питирима, епископа Тамбовского» располагается в двух зданиях. Здания школы приспособленные, общей площадью 3489 м2 на 878 учащихся. Здания оборудованы водопроводом, канализацией, централизованным отоплением, вентиляцией, электроосвещением, телефонизированы. Гимназия имеет необходимые материально-технические возможности, позволяющие успешно осуществлять образовательную деятельность. Учебные кабинеты оснащены необходимыми приборами и пособиями, мебелью, соответствующей гигиеническим требованиям и требованиям рациональной организации образовательной деятельности на 80-85%. Состояние здания школы, учебных кабинетов, мастерских, спортивного зала удовлетворительное. В общеобразовательной организации имеется отдельное помещение, отведенное для библиотеки. Ежегодно библиотечный фонд пополняется за счет региональной субсидии, спонсорской помощи, президентских программ, родительских средств.              В библиотеке имеется компьютер, электронное обеспечение, электронные учебники по предметам, которые входят в состав медиатеки.

Содержательно стратегия развития образования опирается на новую модель качества образования, отвечающего критериям международных исследований по оценке уровня подготовки обучающихся, и привлечения новых ресурсов, обеспечивающих достижение этого качества образования. Новая модель качества образования является компетентностной характеристикой образовательной деятельности обучающихся, оценивающей способность ребенка к использованию полученных знаний в организации его жизнедеятельности.

К новым ресурсам развития образования относятся:

—        компетенции самостоятельной образовательной деятельности обучающихся в системе общего и дополнительного образования;

—        возможности онлайн-образования;

—        подготовка родителей как компетентных участников образовательных отношений. Инструментами достижения нового качества образования, актуальными для МАОУ «Гимназия №7 имени святителя Питирима, епископа Тамбовского» выступают:

—        развитие профильного обучения с опорой на раннюю профориентацию обучающихся;

—        модернизация содержания предметных областей и программ дополнительного образования с привлечением в образовательный процесс внешних субъектов (родителей, представителей предприятий, социальных институтов, студентов и др.);

—        развитие волонтерского движения обучающихся с опорой на формирование проектной, экспериментальной и исследовательской компетентности, а также финансовой грамотности обучающихся;

—        формирование цифровых компетенций обучающихся для использования возможностей проектирования индивидуальных учебных планов, сетевых форм реализации программ и поддержки одаренных детей;

—        психолого-педагогическое консультирование родителей;

—        подготовка педагогов к участию в национальной системе профессионального роста педагогических работников.